Рекомендации по работе с материалами ШВМ - Geothe

Перейти к контенту

Главное меню:

Home > Работа с материалами музея > Рекомендации по работе с материалами ШВМ

По-русски     Deutsch
        



Методические рекомендации по использованию материалов ШВМ

Методические рекомендации по использованию материалов ШВМ
«Великий немецкий гений – Иоганн Вольфганг фон Гёте»


Пояснительная записка


    Удивителен ход мысли Гёте - гения: его понимание предназначения человека, значения каждой личности и роли самой личности для её собственного развития.  То, что говорил и писал он в 19 веке, настолько актуально, что кажется, всё это сказано сегодня.
    Мы позволили себе сравнить высказывания Гёте и требования ФГОС нового поколения. Получилось очень интересно!

Документы:

1. ФГОС начального общего образования – утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
2. ФГОС основного общего образования –  утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.

Высказывания Гёте ФГОС - тезисы

"Большая часть бед во всем мире происходит оттого, что люди недостаточно точно понимают свои цели.
Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.
Чего не понимают, тем не владеют.
Тот, кто боится идеи, теряет под конец и понятие.
"


Новый стандарт в профессиональной среде называют «три новых Т»

- требование к условиям, требование к структуре образовательных программ и требование к результату.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.),
- требований к результату образования,

 Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так, к применению, к практике тех знаний и т. д.


"Люди заблуждаются в себе и в других, потому что принимают средства за цель, между тем как деятельность без цели бесплодна, а порой и пагубна. "

Какова концепция ФГОС второго поколения?
Это прежде всего смена образовательной цели.


Вместо передачи суммы знаний (ЗУН) – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (УУД). УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В широком смысле  УУД – это «умение учиться».


"Как  можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой.

Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою.
"


Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, которые подразделяются на три группы.
Личностные результаты
Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
Метапредметные результаты
Освоенные  универсальные  учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметные  понятия
Предметные  результаты
Освоенный опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового  знания, его преобразованию и  применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира


"Кто счастливейший из людей? Тот, кто ценит людей по заслугам и радуется их успехам так же, как своим собственным. Люди заблуждаются в себе и в других, потому что принимают средства за цель, между тем как деятельность без цели бесплодна, а порой и пагубна."

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.


"Недостаточно только получить знания; надо найти им применение.
Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там ещё называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и сможем выполнить свое призвание.
Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.
"

Отличия от традиционной концепции
Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст: т.е. компетентностный деятельностный подход.

Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть),  тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма)
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:
было: я выучил и поэтому знаю;
стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.   
Основная цель – развитие
личности на основе УУД и освоения и познания мира.
3. Инновационный характер в структуре стандартов – это требование к условиям осуществления образования


"Недостаточно только желать; надо и делать.
Хотеть недостаточно, надо действовать.
Мало знать, надо и применять.
"

Отличительные особенности ФГОС:
1.     Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.


"Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует."

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

"Поверь, лишь тот знаком с душевным наслажденьем,
Кто приобрел его трудами и терпеньем.
"


Образовательные результаты имеют два уровня.
Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.


"Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Характер состоит в том, чтобы как в большом, так и в малом, последовательно проводить то, на что чувствуешь себя способным.
"


Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?
Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС:
Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ.
Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.
(Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка с одобрения родителей появится возможность выбрать себе интересное дело соответственно своему таланту или желанию: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.)
Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.


    Мы создавали сайт ШВМ «Великий немецкий гений – Иоганн Вольфганг фон Гёте» в соответствии с современными ФГОС. Материал сайта – это учебный материал, дающий возможность самого разнообразного его применения. Материал сайта охватывает разные стороны целой эпохи – эпохи Гёте. Учителю, который планирует работу по теме нашего сайта, не придётся тратить часы, дни и недели на поиск подходящего материала: всё необходимое он быстро найдёт на нашем сайте. Сайт богат иллюстративным материалом, по трудности все тексты доступны пониманию учащихся. Весь материал представлен на двух языках: немецком и русском. Сайт даёт возможность использовать материал в любой школе на уроках и во внеклассной работе, а также при дистанционном, домашнем и семейном обучении с применением самых разнообразных технологий и методов.
  Далее мы предлагаем некоторые методические рекомендации, которые могут облегчить работу учителя по подготовке к занятиям и, может быть, в большей степени разнообразить виды деятельности учащихся.

Методические рекомендации


I. Цели и задачи использования материалов ШВМ на уроках немецкого языка

       Материалы ШВМ «Великий немецкий гений – Иоганн Вольфганг фон Гёте» созданы с учётом требований ФГОС, их использование в рамках учебных занятий даёт возможность дополнительной работы на достижение  следующих результатов:

личностных: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;


метапредметных:  освоение обучающимися межпредметных понятий, способность их использования в познавательной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуального маршрута по работе с материалами ШВМ, овладение навыками учебно-исследовательской и  проектной деятельности;


предметных: расширение в ходе изучения материала ШВМ умений, специфических для предметной области иностранный язык,  овладение видами деятельности по получению новых знаний в рамках материала ШВМ, умение преобразовывать и применять его в учебных и учебно-проектных ситуациях.


Работа с материалами ШВМ должна способствовать


- вырабатывать гражданскую позицию учащихся, осознанно принимающих не только традиционные национальные, но  и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;


-  формировать мировоззрение учащихся, основанное на диалоге культур, осознание ими своего места в поликультурном мире;


- формировать основы  саморазвития и самовоспитания учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами, а также их готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


- формировать толерантное сознание и нравственное поведение учащихся  в условиях поликультурного мира;


-   прививать учащимся навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;


-  формировать готовность и способность учащихся к образованию, в том числе самообразованию;


-  совершенствовать владение учащимися языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-  формировать  эстетическое  чувство учащихся.

- вырабатывать умение учащихся самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- вырабатывать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- совершенствовать навыки учащихся по работе с компьютером в учебных целях с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- формирование у учащихся навыков рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты работы с материалами ШВМ должны способствовать дальнейшему успешному обучению учащихся в рамках развития


• речевой компетенции – совершенствования коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
• языковой компетенции – систематизации ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с материалами ШВМ, увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
• социокультурной компетенции – увеличении объема знаний о социокультурной  специфике страны изучаемого языка, совершенствование умений строить свое  речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений  выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
• компенсаторной компетенции – дальнейшего развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
• учебно-познавательной компетенции – выработки общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
• способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках.

II. Методы работы с материалами ШВМ по видам речевой деятельности:


ЧТЕНИЕ

              ШВМ  предлагает текстовой материал на самые разные темы, предназначенный для  работы с ним на уроках или  для самостоятельного чтения.
            
Рекомендуемые виды работы с текстами ШВМ на уроках:

• Ознакомительное чтение с целью понимания основного текста.
• Изучающее чтение с целью полного понимания информации текста      
• Просмотровое / поисковое чтение с целью извлечения необходимой / искомой информации     (для этого предусматривается развитие следующих умений:
выделять необходимые факты / сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие излагаемых фактов, обобщать описываемые факты / явления).
• Определение  замысла автора, оценивание важности информации, понимание смысла текста и его проблематики,  использование элементов анализа текста.
• Отбор значимой информации в тексте / в ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.

АУДИРОВАНИЕ

ШВМ не содержит текстов для аудирования в записи. При необходимости пользователи    могут осуществить запись текстов самостоятельно.
     
           


Рекомендуемые виды работы с текстами ШВМ  для аудирования на уроках:

• понимание основного содержания текстов;      
• выборочное понимание значимой / интересующей информации из аудиотекстов;
• относительно полное понимание аудиотекстов;
• прослушивание текста с одновременным выполнением заданий: заполнение пропусков,  поиск подходящего заголовка и.др.
• определение  темы / проблемы;
• выделение фактов / примеров / поиск аргументов в соответствии с поставленным вопросом / проблемой;
• обобщение содержащейся  в тексте информации, определение  своего отношения к ней.

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

     Работа с материалами ШВМ предполагает возможность развития монологической речи учащихся для совершенствования  приобретенных ранее умений, а также развития  умений устных выступлений, таких, как: сообщение, представление результатов работы, высказывание личного отношения к прочитанному / услышанному, представление своей творческой работы и т.д.


Для этого предусматривается развитие следующих умений:

• подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное (презентации);
• давать характеристику отдельных личностей эпохи Гёте и исторических деятелей, описывать события, излагать факты, сведения;
• высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты / события эпохи Гёте, сравнивать их с современностью.


ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

   На основе материала ШВМ ученикам можно предлагать работу над диалогами следующего вида:  


• Диалог – обсуждение (прочитанного или презентации по теме).
• Диалог – расспрос (если ученики знакомились с разными материалами по одной теме. Например: Гёте и биология  и Гёте и оптика).
• Диалог – обмен впечатлениями.
• Диалог – обмен мнениями.


Важную роль для развития диалогической речи имеет полилог. Для организации полилога по материалам ШВМ можно рекомендовать такие формы работы как конференция, «круглый стол», диспут. Такое коллективное творчество даёт возможность каждому учащемуся проявить себя по его возможностям.

Для ведения диалогов / полилогов важно развитие следующих умений:

     • участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать согласие / несогласие с мнением партнёра, обосновывая сказанное;
     • расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре;
     • вносить пояснения / дополнения, выражать эмоции различного характера.


ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

     Материалы ШВМ дают возможность при работе над письменной речью излагать письменно содержание прочитанного / прослушанного иноязычного текста, составлять тезисы, рефераты прочитанного / прослушанного, использовать письменную речь в ходе проектной работы.
     
Для этого важно развитие следующих умений:


     • описывать события / факты / явления;
     • сообщать информацию, выражать собственное мнение / суждение, кратко передавать содержание несложного текста;
     • фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного текста; составлять тезисы или развернутый план выступления;


ПЕРЕВОД

         При работе с материалами ШВМ большое значение имеет перевод текста с помощью словаря: некоторые тексты (например, по теме «Научные исследования Гёте») содержат специфическую лексику. Такие тексты могут быть не очень хорошо поняты учащимися без их перевода на русский язык. Работа по переводу текстов даёт возможность совершенствовать навыки работы учащихся со словарём и проводить работу по усовершенствованию родного языка, особенно если ученикам предлагается сделать литературный перевод.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

     При работе с материалами ШВМ создаются дополнительные условия для дальнейшего совершенствования умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно:
• умения использовать перифраз в процессе непосредственного устно-речевого общения (словарные замены с помощью синонимов, описания понятия, грамматического переструктурирования предложения и т. п.);
• умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
• использовать текстовые опоры: союзы, выразительные средства языка и др.;
• игнорировать лексические и грамматические трудности при установке на понимание основного содержания текста.


III. Возможные технологии для использования в работе
      с материалами ШВМ:


1. Технология интерактивных методов  обучения:


• Использование метода Модерации:


- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).


• Использование методов коммуникативного обучения:


  -   коммуникативные методики работы по информативному чтению на основе материалов ШВМ;
-  создание учебных и естественных разговорных ситуаций на уроках по материалам ШВМ;
-  работа по стимулированию монологической и диалогической речи,
- работа с визуальными и аудиоматериалами ШВМ (презентации и аудиозаписи стихов Гёте и песен на его стихи);
- решерширование (работа с ассоциограммами, поисково-исследовательская работа);
- работа с тестами (тесты готовит учитель);
- проектная работа (индивидуальная и групповая работа);
- использование методики «Mind map» (составление карты памяти – См. презентацию: «Карта памяти. Методика»);
-организация творческой работы учащихся (творческие сочинения, обучение учащихся стихосложению на  иностранном языке, обучение литературному переводу)
- использование методов критического мышления (самостоятельная работа учащихся с информацией ШВМ, её анализ, выработка собственного мнения, анализ собственной работы, самооценка).

2. Технология обучения в сотрудничестве:


• использование методики КСО (работа в парах и группах сменного состава – См. презентацию «Организация группового взаимодействия на уроках»),
• работа в командах,
• организация проектной деятельности.
 
3. Технология использования игровых методов обучения:
• урок-шоу,
• урок-конкурс,
• урок-виртуальный тур.

4. Технология опорных схем и знаков модулей учебного материала:

• работа со схемами и таблицами,
• работа по структурированию текста и составлению карты памяти.


5. Компьютерная “проникающая” технология – применение компьютерного обучения  по материалам ШВМ.


• Работа с материалами текстовой, графической и иллюстративной информации.
• Работа с компьютерными презентациями.
• Самостоятельная работа учащихся по созданию программных продуктов по теме ШВМ.
• Использование компьютера при организации проектной деятельности учащихся в рамках темы ШВМ.


6. Технологии систематизации и обобщения знаний учащихся:


 повторительно-обобщающие уроки по темам ШВМ;
 заключительная конференция по одной из тем ШВМ;
 заключительная экскурсия по экспозициям к одной из тем ШВМ;
 урок-анализ творческих работ учащихся в рамках тем ШВМ;
 обзорная конференция;
 урок-беседа по темам ШВМ.


7. Технологии контроля уровня обученности:


 урок-зачет;
 обобщающий урок;
 викторина;
 конкурсы;
 смотр знаний;
 защита творческих работ, проектов;
 контрольная работа / тест;
 собеседование.


8. Здоровьесберегающая технология:


• Создание комфортного психологического климата на уроках.
• Использование неавторитарных методов работы с учащимися.
• Использование активных личностно-ориентированных методов обучения.
• Обеспечение смены видов деятельности учащихся соответственно требованиям.
• Использование методов эмоциональной разрядки – «эмоциональные качели».
• Использование ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
• Организация физкультминуток на уроках.
• Обеспечение подготовки домашнего задания на уроке.
• Организация спокойного завершения урока с адекватной оценкой работы учащихся на уроке.


IV. Рекомендации по организации работы со стихами Гёте и их переводами



Пошаговая работа над стихотворением:
1. Дать прослушать учащимся стихотворение на немецком языке, обсудить содержание.
2. Отработать произношение и технику чтения.
3. Обсудить лексические трудности.
4. Предложить учащимся сделать перевод в прозе – подстрочник.
5. Предложить учащимся написать краткий комментарий к произведению:


       Kommentar zu einem literarischen Werk
                           Gliederung  
                
• Was für ein Werk ist das? (Autor, Titel)
• Zu welcher Gattung gehört das Werk? (Roman, Poem, Lied ....)
• Das Thema des Werkes.
• Welche Gefühle ruft das Werk hervor?
• Kann das Werk vielen Menschen gefallen? Warum?
     Warum nicht?
• Eigene Meinung.


6. Сделать анализ стихотворения:

           Analyse und Interpretation eines Gedichtes

• Das Gedicht heißt   …
• Es ist das Werk des deutschen Dichters   ...
• Das Gedicht wurde im Jahre  …  geschrieben.
• Es ist  …  gewidmet.
• Das ist ein  (philosophisches / politisches / lyrisches /dramatisches / episches) Gedicht  (ein Liebesgedicht / eine Ballade, ein Sonett).
• Das Gedicht ist in der (Versform /  Prosaform) geschrieben.
• Es besteht aus  ...  Strophen.
• In jeder Strophe sind  ...  Zeilen. (Erste und dritte, zweite und vierte) Zeilen sind gereimt. (Die Zeilen sind nicht gereimt).
• Der Autor gebraucht den (weiblichen: z.B. klingen- singen / männlichen:
z.B. Klang - Sang) Reim.
• Im Gedicht behandelt der Dichter (folgendes Problem: ... , folgende Frage:  ... , folgende Situation:  ...).
Oder: Im Gedicht (schreibt / erzählt / kritisiert / besingt / beschreibt) der Dichter...
• Der Autor bedient sich (dabei) verschiedener Stilmittel. Er gebraucht (Metaphern, Metonymie, Synekdoche,  Neologismen, Hyperbel, Personifizierung, Tautologie, Alliteration u.a.) + Beispiele anführen.
• Eigene Meinung ( Das Gedicht gefällt mir (nicht), weil  ...  / Meiner Meinung nach ist das Gedicht  ... / Was mich anbetrifft, so meine ich, das ...  
u.s.w.)

7. Предложить учащимся сделать перевод в стихотворной форме, предварительно познакомив учеников с современными требованиями к литературным переводам стихов иностранных поэтов: точная передача содержания и формы стихотворения.
8. Познакомить учащихся с переводами учеников и учителей школы 515 и предложить сравнить их переводы и предложенные переводы с оригиналом.
9. Познакомить учащихся с переводами русских поэтов, сравнить с ними переводы учащихся. Предложить ученикам поискать пути улучшения их переводов.
10. Предложить ученикам прочесть свои переводы вслух (только по желанию!), коллективно обсудить их (без обидной критики), особо отметить то, что хорошо получилось. Оценить работу учащихся.
11. Предложить учащимся выучить стихотворение Гёте наизусть.
12. Провести конкурс чтецов в классе. Коллективно определить победителей.

    Работу со стихами можно использовать также в рамках программы на уроках литературы по теме «Зарубежная литература. Немецкая литература. И.В.Гёте» (урок может быть билингвальным):
1.Представление оригинала стихотворения на немецком языке.
2.Знакомство с переводами стихов Гёте известными русскими поэтами.
3.Знакомство с переводами учеников и учителей школы № 515.
4.Сравнительный анализ переводов и их соответствие оригиналу.
5. Работа по интерпретации стихотворения и его анализу.

     Предлагаемые стихи и переводы можно использовать во внеклассной работе при организации литературных гостиных, вечеров, конкурсов по теме «Зарубежная литература. Немецкая литература».

Возможные сложности при работе над стихами и пути их преодоления

 Сложности в работе может представлять собой немецкая лексика в стихах Гёте. В этом случае следует для снятия трудностей провести работу со словарём.
 Могут возникнуть трудности со стилистическим анализом стихотворения. Учитель должен напомнить учащимся материал уроков литературы (на русском языке),   в этом случае урок будет билингвальным.


V. Рекомендации по организации работы с песнями на стихи Гёте


      На нашем сайте есть раздел «Литературное творчество Гёте» и далее страница «Литературные произведения Гёте в музыке». Мы предлагаем ряд песен, написанных на стихи Гёте, работу с которыми можно использовать на уроках. Наши рекомендации, созданные на основе методики Гётеинститута города Брюсселя, можно использовать при работе с любыми музыкальными произведениями, не только с произведениями на стихи Гёте.


Использование музыки, особенно народных, классических и современных песен, на уроках иностранного языка необходимо:


• Механизм усвоения иностранного языка базируется на многих принципах, в том числе на принципе повторения. В песнях есть повторяющиеся структуры (мелодия, припев).
• Язык многих песен прост, легко усваивается по музыку. Вместе с тем, тексты песен дают возможность выхода в различные разговорные темы.
• С хорошей музыкой могут быть связаны положительные ассоциации из области изучения языка.


Тексты песен дают возможность учителю


• познакомить учащихся с разговорным языком, с диалектами,
• расширить страноведческие знания учащихся,
• расширить словарный запас учащихся,
• тренировать аудирование,
• оживить занятия, придать динамику работе учащихся, играючи повторить грамматические структуры,
• развить чувство правильного интонирования предложений,
• развить творчество учащихся (например: дописать куплет песни, написать свой текст песни, написать свою песню на тему и т.д.)
Музыкальные произведения должны подбираться целенаправленно, они должны давать возможность выхода на творческую деятельность учащихся, возможность их самовыражению. Этому способствуют такие задания как:


• определение по заголовку содержания музыкального произведения,
• использование иллюстраций к музыкальному произведению,
• использование видеоклипов (сначала без звучания, затем со звуком),
• выдвижение гипотез, связанных с темой / идеей текста музыкального произведения,
• предварительная работа с лексикой из текста музыкального произведения,
• творческое мини-сочинение по теме музыкального произведения,
• работа с ассоциаграммами по теме  музыкального произведения,
• создание иллюстраций к музыкальному произведению,
• разучивание музыкального произведения и исполнение его разными способами (исполнение в различных музыкальных жанрах).

Рекомендуемые упражнения перед прослушиванием музыкального произведения:


• Перед прослушиванием музыкального произведения следует познакомить учащихся с его автором.

1. Можно предложить учащимся текст с пропусками (Lückentext) об авторе. Учащиеся должны прочесть текст и заполнить пропуски. Затем ученики сообщают, что они узнали об авторе из текста.
2. Можно провести информативное чтение с последующим контролем понимания прочитанного ( ученики могут сказать, что узнали из текста; можно задать ученикам вопросы по тексту; можно провести упражнение с использованием множественного выбора (multiple  choiсe) – вопрос и несколько вариантов ответа, только один правильный и т. д.).


• Предварительная работа по содержанию музыкального произведения:


1. Предложить учащимся предположить по заголовку музыкального произведения его содержание.
2. Предложить учащимся три предположительных варианта содержания музыкального произведения. Учащиеся должны  определить, который из вариантов может соответствовать истинному содержанию прослушиванием музыкального произведения.


• Задания для выполнения во время прослушивания музыкального произведения:


1. Графическое фиксирования ритма музыкального произведения.
2. Идентификация музыкальных инструментов, на которых исполняется музыкальное произведение. Высказывание своего мнения о их звучании.
3. Определение основной темы/идеи/мысли музыкального произведения.
4. Идентификация исполнителя музыкального произведения (солист, хор, группа, детский хор и т.д.).
5. Определить, для кого предназначено  музыкальное произведение.
6. Найти из списка слов те, которые есть в тексте музыкального произведения.


• Прослушивание музыкального произведения (варианты):


1. Прослушивание музыкального произведения целиком.
2. Прослушивание музыкального произведения по куплетам.
3. Прослушивание сначала только припева, затем всего произведения.
4. Прослушивание музыкального произведения в сопровождении видеоряда (компьютерная презентация, иллюстрации, фотографии).
5. Прослушивание только мелодии без текста.

• Задания после  прослушивания музыкального произведения:


1. Собрать текст в логической последовательности (учащиеся получают текст в разрезанном и перепутанном виде).
2. Выразить содержание текста в 3-х предложениях.
3. Передать содержание текста в прозе.
4. Заполнить пропуски в тексте (Lückentext).
5. Задание на множественный выбор (multiple-choice).
6. Найти в тексте соответствия предложенным словам или выражениям.


• Креативные задания:


1. Описать свои чувства от прослушанного музыкального произведения.
2. Придумать другой конец прослушанного музыкального произведения.
3. Добавить куплеты к прослушанному музыкальному произведению.
4. Рассказать предполагаемому собеседнику, который не знаком с прослушанным музыкальным произведением, об этом произведении.
5. Создать коллаж/иллюстрации к прослушанному музыкальному произведению.
6. Написать статью/комментарий/критическую статью о прослушанном музыкальном произведении по схеме:

                            - Что за песня. Автор.
                            - Что можно сказать о мелодии и ритме.
                            - К какому музыкальному жанру/направлению  
                               относится музыкальное произведение.
                            - Сочетание текста и музыки.
                            - Актуальность темы.
                            - Какие чувства вызывает музыкальное   
                               произведение.
                            - Может ли произведение понравиться многим
                                     людям.
                                  - Своё мнение.   


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню